Наверх

Чем Монголия удивила журналиста из Бурятии?

Путевые заметки о соседней стране [часть 1]

Фото: Аркадий Зарубин, Agaar.ru

Осенью прошлого года, в первый же день отмены визового режима с Монголией, мы устремились в соседнюю страну. Тогда мы хотели проверить, насколько готовы погранпункты к предполагаемому наплыву туристов. Прошло полгода. И мы предприняли новую попытку изучения Монголии. На этот раз конечной точкой нашего вояжа стал Улан-Бато

К сожалению, тогда стражи границы работали медленно. Впрочем, обвинять таможенников в неторопливости мы не стали. Все-таки это были первые дни, когда граница стала безвизовой.

Погранпереход. Все стало проще

Сейчас отметим разительные перемены на МАПП «Кяхта». Работа там действительно кипит – время перехода заняло не более 30 минут! Учитывая, что за это время таможенники и пограничники провели досмотр переполненного автобуса, проверили документы и лихо шлепнули печатями на паспортах каждого из пассажиров, можно сказать, что результат был отличным. Заметим, что наша сторона отработала в этом отношении даже лучше монголов. На той стороне проверка шла чуть медленнее. Но ненамного.

Заинтересовал и такой момент. На «Алтан Булаге» стало очень мало так называемых «валютчиков». Если раньше каждый автобус тут же обступали настоящие толпы «менял», предлагающих провести «чейндж» - поменять рубли на тугрики, то на этот раз их было немного. Причем вели себя «валютчики» корректно. По всей видимости, монгольские власти навели порядок в приграничной зоне...

mongolia6


Впервые о свободной экономической зоне заговорили еще в 2002 году, монгольский парламент принял закон о создании свободной экономической зоны площадью 500 га на территории приграничного поселка Алтан Булаг. Но годы шли, а Алтан Булаг так и не стал «экономическим чудом»... Кстати, курс обмена на конец мая на «Алтан Булаге» был 1 к 39


Зона потерянных перспектив

Немного коснемся торговой площадки «Алтан Булаг». Еще в прошлый раз мы упоминали о том, что эта свободная экономическая зона, на которую возлагали столько надежд, своей задачи так и не выполнила. СМИ не раз расписывали весьма радужные планы того, как «Алтан Булаг» вот-вот превратится во «вторую Маньчжурию» - появятся громадные торговые центры, производства, гостиницы и рестораны. Но... Этого не случилось. «Алтан Булаг» так и остался на уровне маленького приграничного городка, где можно лишь быстро перекусить да поменять деньги. «Второй Маньчжурки» там уже не будет. Монгольская сторона потеряла интерес к этой зоне и, видимо, более не намерена в нее вкладываться. Об этом нам официально заявили депутаты Великого Государственного Хурала Монголии.

- Там ничего не делается. Покупательского спроса нет. Даже если мы там сделаем производство по изготовлению колес, то кто купит? Никто, - заявил нам депутат Великого Государственного Хурала Монголии Зоригт Монхчулуун.

По его словам, для Монголии более перспективна идея создания свободной экономической зоны на востоке страны – на границе Сухэ-Баторского района с Китаем.


Покупка монгольской «симки» обойдется в 10 тысяч тугриков. При этом 6000 тугриков забрасываются на счет


Юрта с интернетом

Следующие населенные пункты на нашем пути - города Сухэ-Батор и Дархан. О первом из них особо рассказывать не будем. Отметим лишь, что власти этого города и района намерены плотно работать с нашей республикой. Здесь действительно есть перспективы. Например, монголов интересует возможность использования пустующих сельскохозяйственных земель на российской стороне. Дело в том, что Селенгинский аймак – зерновая житница Монголии. Местные давно умеют работать в поле и делают это очень умело. Там используют практически каждый более-менее пригодный участок. В этом резкое различие между Бурятией и Монголией. На нашей стороне лишь степи, заросшие сорной травой, на монгольской – аккуратные квадраты вспаханной земли. Не исключен вариант поставок знаменитого монгольского мяса. Нам показали одно из частных предприятий, готовых работать с Россией. Однако, как позже нам объяснили в Улан-Баторе, решение «мясного вопроса» лежит в некой политической плоскости. Но об этом позже.

Удивило еще один момент, который показал, насколько мы отстаем от Монголии в плане высоких технологий. Заприметив в степи одинокую юрту, мы попросили познакомить нас с ее обитателями. Молодая семья с удовольствием продемонстрировала свой быт. От жития наших чабанов он резко отличается. В юрте имеется интернет, установлена спутниковая антенна, «ловятся» все телеканалы и сотовая связь. Электричество получают посредством генератора и солнечных батарей. Неподалеку стоит «Тойота Приус». Вот такая она - жизнь современного монгольского чабана.

mongolia2


Экономичная «Тойота Приус» - одна из самых любимых машин жителей соседней страны. Чаще всего на дорогах встречается эта модель. Впрочем, не менее популярны в Монголии и джипы различных модификаций. Стоимость внедорожника в среднем в два раза ниже, чем в Улан-Удэ


Дархан стал следующим пунктом нашей экскурсии. Общее впечатление от него осталось тем же – это уютный маленький, но пока еще не совсем подготовленный к наплыву туристов городок. В городе неплохие и комфортные гостиницы, кафе и рестораны. Есть площадь с фонтанами, на которой вечерами очень многолюдно и весело. На окраине неплохой магазин, где торгуют кожаными изделиями от производителя. Цена на ту же куртку, по улан-удэнским меркам, смешная – всего 1500 рублей. Порадовало и то, что дарханцы явно прилагают усилия для того, чтобы их город был безопасным для приезжих. По крайней мере, в центре Дархана можно гулять до поздней ночи, не опасаясь криминала – с вечера в центре города появляются многочисленные наряды полиции.

Остановка в Дархане была недолгой. Ранним утром следующего дня мы двинулись в сторону Улан-Батора, который наши сопровождающие с улыбкой назвали «чудом в степи». И они оказались правы. Но об этом в следующем номере «Информ Полиса».

Кстати
На выезде из Дархана есть место, где можно сделать прекрасное фото. На большой площадке располагается огромная статуя «Железного человека».

mongolia1

Дело в том, что этот город славится своими металлургами, поэтому в качестве неофициального символа дарханцы выбрали «сталевара». Сложная металлическая конструкция всегда привлекает особое внимание проезжающих мимо.

Леонид Актинов, Информ Полис


Поделиться