Наверх

«Стервятники» или радетели бурятской промышленности?

У Леонида Белых, депутата Народного Хурала Бурятии, президента СПП РБ, исполнительного директора Улан-Удэнского авиазавода и видного члена «Единой России», масса должностей, которые, что называется, на виду.

Леонид Белых. Фото: Зорикто Дагбаев, Russianstock.ru

На своих редких встречах с журналистами г-н Белых предстает эдаким «белым и пушистым», таким голубоглазым добрячком с его присказками через каждое предложение «так сказать и это самое».

Менее известна, а вернее, совсем скрыта от широкой публики так называемая личная «инвестиционная деятельность» Леонида Яковлевича, а также его компаньона Анатолия Баженова. Они, заходя в чужой налаженный бизнес с якобы «инвестициями», фактически захватывают его, а затем надуманными требованиями изгоняют из бизнеса руководителя — участника общества. В результате этого бизнес ликвидируется, происходят массовые сокращения работников. Соответственно, наносится ущерб бюджету города и республики, ведь загубленный бизнес уже не платит налоги, не дает работу людям.

Сытый голодному не товарищ

При этом сам г-н Белых и его окружение процветают. Например, только за 2015 год Леонид Белых официально задекларировал доход в размере 42 млн 700 тыс. рублей. То есть когда средняя зарплата на Улан-Удэнском авиазаводе (У-УАЗ) составляет около 25 тыс. рублей, а сам завод находится в трудном положении, его директор имеет среднемесячный доход почти в 4 млн рублей. И получает больше среднего работника «это самое, так сказать» в сто с лишним раз больше!

Получается, что на деле президент Союза промышленников и предпринимателей Леонид Белых, который должен по своему статусу защищать бизнес, сам же его «отжимает» и уничтожает?

«Новая Бурятия» не утверждает это, а лишь предлагает читателям самим ознакомиться с многочисленными документами и фактами, добытыми в ходе журналистского расследования, и сделать свои выводы. Сказать честно, проведя журналистское расследование деятельности ОАО «ВИК» и доселе неизвестной для широкой публики деятельности господ Баженова и Белых, мы испытали настоящий шок. Еще никогда в редакцию не поступал такой огромный массив компрометирующей информации! С фактами заказных банкротств заводов, ликвидации таких предприятий, как «Электромашина», ООО «Лес Сибири», ОАО «Мега Маг» («Два кита»), ООО «Сарма» (комплекс «Сопка любви») и др.

В этих фактах вскрываются захваты предприятий, их ликвидация и лишение тысяч людей рабочих мест, а также куска хлеба. В документах, которые попали в распоряжение редакции, представлены схемы операций по выводу активов из предприятий, банковские выписки по перечислению денег на карточки окружения фигурантов журналистского расследования, с которых не были заплачены налоги, и многое другое. Материалов настолько много, что одного номера газеты не хватит, чтобы опубликовать все, поэтому мы решили начать с первого такого объекта — ОАО «Электромашина», на котором «единоросс» Леонид Белых с компаньоном Баженовым только начали отработку своих «инвестиционных» схем в далеком 2000 году.

Не дожили до импортозамещения

На заводе «Электромашина» к началу «нулевых годов» работало более тысячи человек. Завод пережил лихие 90-е годы, нефть пошла вверх, появились заказы, и предприятие уверенно заняло свою нишу на российском рынке электродвигателей. Специфика завода была уникальной для России и некоторых зарубежных стран, поэтому двигатели пользовались спросом. Уже тогда пошли заказы от нефтяников, и к сегодняшнему дню в рамках импортозамещения «Электромашина» была бы вполне процветающим предприятием. Увы, судьба распорядилась по-другому. «Электромашина» попала под зоркий взгляд Леонида Белых и его компаньонов по ОАО «ВИК» со всеми вытекающими последствиями. Кстати, крах предприятия «Электромашина» подробно описывала газета «Номер один» еще в 2007 году в статье «Инновационные технологии банкротства».

В 2001 году учрежденное этими господами ОАО «Вертолетно-инновационная компания» (ОАО «ВИК») скупило контрольный пакет акции «Электромашины». Судя по дальнейшему развитию событий, целью «инвесторов», насколько можно было предполагать, была краткосрочная и голая нажива: перегнать активы и денежные средства в другие структуры, а затем обанкротить акционерное общество.

Здесь небольшое отступление, из которого будет ясно, как авиастроитель Леонид Белых через расчетный счет своей дочери Елены Леонидовны в «Номос Банке» города Москвы (ныне ПАО Банк «ФК Открытие») в смутные годы реформ вдруг превратился в великого «инвестора».

Приватизация с авиационным размахом

В 90-е годы У-УАЗ переживал очень тяжелые времена, при этом производство лопастей для вертолетов сохранялось и работало без перебоев. Вертолеты, произведенные У-УАЗ в годы СССР, были проданы более чем в 70 стран мира, и заказы от покупателей на производство запасных лопастей поступали регулярно.

Как стало известно «Новой Бурятии», в 90-е годы предприимчивые представители руководства У-УАЗ, заместителем гендиректора которого тогда являлся Леонид Белых, создали ОАО «ВИК», а его гендиректором назначили ранее незаметного работника завода Анатолия Баженова. Чудесным образом частное акционерное общество завладело целым цехом завода оборонной отрасли страны по производству лопастей и заработало баснословные прибыли своим создателям на протяжении более 10-ти лет. Напомним, что это происходило на фоне невыплат зарплаты рабочим завода, сокращения рабочих мест и разрухи в заводском поселке. Воистину цех по производству лопастей стал для создателей акционерного общества «цехом по производству «золотых яиц». И сделано это было так мастерски, что ни один проверяющий орган не усмотрел подвоха.

Возможно, из-за того, что дальнейшее нахождение на территории завода оборонной отрасли частного акционерного общества стало уже недопустимым, в 2009 году ОАО «ВИК», как говорят, было выкуплено заводом за 780 млн рублей!

Конец «Электромашины»

Думается, теперь понятно, откуда у Леонида Белых и его товарищей оказались средства на скупку у рабочих акций «Электромашины» и «проворачивание» других «инвестиционных» схем. Сложилось впечатление, что завод обескровливали — словно хищные касатки загоняли кита в море, постепенно отгрызая у него важные органы. Например, завод берет кредит под инвестиционный проект под гарантию правительства республики, а деньги почему-то оказываются в ОАО «ВИК» в счет ранее взятого кредита. Деньги достаются одним, а на завод вешаются долги.

Или «Электромашина» вдруг передала сбыт готовой продукции по цене в среднем ниже рыночной на 23% структуре, учрежденной Белых и Баженовым. Все, что выпускал завод, он продавал «ВИК», которая прибыль от продажи электродвигателей оставляла себе, а «Электромашине» оставляла обязательства. Рентабельность самого завода ухнула до нуля. Уже к 2003 году ОАО «Электромашина» под «патронажем» «ВИК» стало генерировать колоссальные убытки. Выстоявшее в тяжелейшие 90-е годы предприятие быстро превратилось в банкрота. Далее компаньоны создали клон «Электромашины», учрежденный ОАО «ВИК». В это новое ООО «Электромашина» начали выводить активы завода.

Тогдашний конкурсный управляющий «Электромашины» Николай Тетерин рассказал, что передача имущества была незаконной, а «оборудование завода, которое по документам принадлежит ОАО «Электромашина», грузится в машины и вывозится за пределы республики». Фактически все имущество завода было разграблено неизвестными, а новая площадка завода на проспекте Автомобилистов была продана банку еще до банкротства завода. Сейчас на этом месте находится торговый центр Capital Mall.

Такой вот печальный эпилог приложения «инвестиционных» усилий Белых и Баженова. Мы не утверждаем, но все это очень напоминает схемы махрового рейдерства. На «Электромашине» работало около тысячи человек. Все они потеряли работу.

Развал экономики Бурятии все минувшие годы власти республики сваливали на общий экономический кризис в стране. Однако не все можно списать на кризис. Был здесь и личный фактор — фактор наживы любой ценой. Даже ценой массированных банкротств.

Леонид Яковлевич является публичной фигурой. И очевидно, что время его «инвестиционной», как и его производственной карьеры (как говорят, на авиазаводе уже появился новый высокопоставленный москвич), подходит к концу, и предполагаем, что разбогатевший Белых захочет сделать шаг в большую политику. И надо открыть глаза людям, что это за человек и чего республике можно ожидать, если этот господин из «Единой России» вдруг придет к власти.

Продолжение следует.

Владимир Васильев, "Новая Бурятия"



Поделиться