Наверх

"Справедливая Россия": необоснованно завышенная выручка "МРСК Сибири" стала причиной роста энерготарифов в Бурятии

Депутаты фракции партии «Справедливая Россия» в  Улан-Удэнском городском Совете обратились в Управление Федеральной Антимонопольной службы по Республике Бурятия с жалобой на неоправданно завышенную валовую выручку ОАО "МРСК Сибири", которая стала причиной необоснованного роста тарифа в 2009-2011-е и последующие годы.

Фото: Agaar.ru

В своем запросе на имя руководителя УФАС по Республике Бурятия Елизаветы Потаповой депутаты Александр Калашников, Сергей Иванов и Дмитрий Беспалов заявляют, что имеются основания полагать, что потребители Республики Бурятия за поставленную электрическую энергию оплачивают фактически по необоснованно завышенному тарифу, который фактически им навязан, в виде завышения необходимой валовой выручки (НВВ) для ОАО «МРСК Сибири».

Разговоры о высоком тарифе на электроэнергию в республике Бурятия ведутся постоянно, при этом жители республики высказываются о необоснованности его установления Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия.

Среди основных принципов организации электроэнергетики, согласно ст.ст.6,20. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определены:

Статья 6…


Статья 20…


Согласно п.78 Постановления Правительства РФ №442 от 04.05.2012г. структура цены для Потребителей (населения и организаций) достаточно прозрачна, она состоит из:

Первая и вторая составляющие зависят в большей мере от состояния рынка ОРЭМ и эффективного планирования и торговли субъекта оптового рынка или гарантирующего поставщика, т.е. потребитель в Республике Бурятия прямо влиять на данные составляющие практически не может.

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика утверждается регулирующим органом и отражает стоимость затрат ГП на осуществление своей деятельности. Сбытовые надбавки прочих энергосбытовых компаний, для повышения конкурентоспособности, по логике не могут быть выше сбытовой надбавки ГП.

Четвертая составляющая тарифа характеризует стоимость всех затрат – необходимую валовую выручку (НВВ) всех электросетевых компаний Республики Бурятия, которая и влияет в большой мере на размер тарифа для потребителя. 

При этом, специалисты считают, что решающую роль в росте тарифов в электроэнергетике республики играет доминирующий игрок рынка филиал ОАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго», фактически определяющий тарифную политику в республике.

По мнению депутатов фракции партии «Справедливая Россия» регулирующим органом неоправданно для ОАО «МРСК Сибири» завышена валовая выручка, что отразилось на необоснованном росте тарифа именно в период 2009-2011 г.г. и последующие годы.

- С точки зрения элементарной логики и обоснования цен, НВВ должна быть пропорциональна доле условных единиц сетевого оборудования, которое обслуживает отдельно взятая ТСО, - подчеркивают депутаты Горсовета.

Однако, при анализе за 2009 – 2011 года установления НВВ в зависимости от условных единиц для ТСО имеется явная диспропорция для ОАО «МРСК Сибири» в сравнении с другими ТСО.

Таблица 1. Показатели НВВ.

Субъекты

2009г. НВВ

2010г. НВВ

2011г. НВВ

Млн.руб.

%

Млн.руб.

%

Млн.руб.

%

«Бурятэнерго» ОАО «МРСК Сибири»

1495,35

75,67

1889,48

74,75

3430,50

83,41

ОАО «Улан-Удэ Энерго»

180,38

9,13

286,86

11,35

290,06

7,05

ОАО «РЖД»

82,83

4,19

88,16

3,49

92,48

2,25

ОАО «Оборонэнерго»

1,06

0,05

62,05

2,45

47,28

1,15

Прочие сетевые компании РБ

216,48

10,96

201,24

7,96

252,32

6,14

ИТОГО

1976,10


2527,79


4112,64



Таблица 2. Количество условных единиц

Субъекты

2009г.

2010г.

2011г.

У.Е.

%

У.Е.

%

У.Е.

%

«Бурятэнерго» ОАО «МРСК Сибири»

85167,10

52,99

85167,10

54,05

85167,10

51,51

ОАО «Улан-Удэ Энерго»

15999,50

9,95

15999,50

10,15

15999,50

9,68

ОАО «РЖД»

39771,20

24,75

39771,20

25,24

39771,20

24,05

ОАО «Оборонэнерго»

893,40

0,6

893,40

0,56

3031,74

1,83

Прочие сетевые компании РБ

18888,31

11,71

15730,08

10

21368,42

12,93

ИТОГО

160719,51


157561,28


165337,96


Из сопоставления данных Таблицы 1. и Таблицы 2. видно, что доля НВВ филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» (в среднем 77,94%) непропорционально выше доли обслуживаемых условных единиц электросетевого оборудования – в среднем 52,85%. Налицо диспропорция практически в четверть с явным преобладанием НВВ, что говорит о необоснованности НВВ (напрямую влияющую на рост тарифов). 

При этом удивителен темп прироста НВВ за период 2011/2009г.г.  для ОАО «МРСК Сибири»:

Таблица 3.

Субъект

Прирост НВВ,%

Прирост НВВ в абсол. выражении, млн.р.

Доля в общем приросте НВВ,%

«Бурятэнерго»-филиал ОАО «МРСК Сибири»

+129,41

1 935,15

90,57

ОАО «Улан-Удэ Энерго

+60,80

109,68

5,13

ОАО «РЖД»

+11,65

9,65

0,45

Прочие сетевые компании+ОАО «Оборонэнерго»

+16,55

82,06

3,85

Все сетевые компании РБ

+108,12

2 136,54

100

Из приведенной таблицы видно, что основное влияние на рост сетевой составляющей тарифа оказывает филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», несмотря на то, что сети у филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго»  остаются практически на одном уровне, т.е. условные единицы не меняются.

6 ноября 2014 года депутат Улан-Удэнского городского Совета депутатов Калашников А.М. направил на имя Руководителя Республиканской службы по тарифам РБ Чебуниной О.И. обращение с просьбой предоставить информацию и копии документов, в том числе:

  1. 1. Копии аналитических материалов по проведенным анализам сетевых организаций по обоснованности затрат за 2011-2014 года;
  2. 2. Копии актов проверок ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» и ОАО «Улан-Удэ Энерго» проведенных республиканской службой по тарифам за 2011-2014 года;
  3. 3. Информацию в табличном виде по всем сетевым организациям за 2009-2013 г.г.: 

Наименование сетевой организации

Кол-во у.е.

НВВ, млн. руб.

Заявленная мощность, МВт*мес

Полезный отпуск потребителям, млн.кВтч

Запрашиваемую информацию и копии документов руководство Республиканской службы по тарифам по РБ депутату так и не представило.

Таким образом, имеются основания полагать, что потребители Республики Бурятия за поставленную электрическую энергию оплачивают фактически по необоснованно завышенному тарифу, который фактически им навязан, в виде завышения НВВ для ОАО «МРСК Сибири».

На основании пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

21 июля 2015 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ №373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования», согласно которого федеральная служба по тарифам упразднена и ее функции переданы Федеральной антимонопольной службы.

В связи с изложенным, просим Вас в целях защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и в соответствии с п.7 ст.20 Устава городского округа «Город Улан-Удэ» утвержденного решением Улан-Удэнского совета депутатов от 8 мая 2007 года №624-63 рассмотреть настоящее обращение и провести соответствующую проверку.

Екатерина РАСПУТИНА, помощник депутата


Поделиться